«Родителям не хватает времени на сказки»
Фото: A. Bernhard /ТАСС

Фото: A. Bernhard /ТАСС

Педагог из Кемерова с помощью историй о зверях решает проблемы современных детей

Детский педагог-психолог Анна Крылышкина начала сбор денег на публикацию терапевтических сказок через краудфандинговую платформу Boomstarter. «Русская планета» поговорила с Анной о проблемах современных детей, добрых историях для самых маленьких и роли сказок в современной жизни.

– Как родилась идея написать терапевтическую книгу?

– У моего старшего сына, которому сейчас девять лет, в два года начались проблемы с поведением. В этом возрасте ребенок начинает капризничать, проявлять свое «Я». Так получилось, что перед сном я начала придумывать сказки, где главными героями были разные лесные звери. А каждую историю задумывала так, что под каким-то зверьком подразумевала своего сына и пыталась показать, как можно поступить в ситуации иначе, без капризов. Так рассказывала несколько вечеров подряд, а потом заметила, что сын меняется, поведение выправляется, он берет пример с этих героев.

Подумала, значит и дальше нужно сочинять сказки, раз они работают. Когда их накопилось много, стала их записывать — может, еще кому-то пригодятся.

По мере необходимости, когда возникали другие проблемы, я сочиняла сказку. Сегодня малыш говорит: «Не хочу капусту». Завтра: «Мама, купи в магазине игрушку…» Одна проблема уходит, что-то другое проявляется в поведении.

Пока сын был маленький, сказки были короткие и с простым сюжетом. Потом пришлось писать более сложные и длинные. Когда сыну исполнилось четыре года, он начал свои истории сочинять. Среди напечатанных книжек есть и «Сказки мальчика Саши».

– Вам в работе над сказками помогло ваше образование?

– Ну, может быть, сказывается опыт педагогический. Мне легко это делать. Только начинаешь сочинять и раз, в голове возникают образы и сплетаются в единую сказочную линию, сюжет рождается. Во всем обучении и воспитании, если ты применяешь игровую форму, то ребенку становится интересно и это действует.

– Не было такого, что послушал сын сказку, а потом снова все делал по-своему?

– Пока был маленький, такого не случалось.

Конечно, не с первого дня поведение выправляется. Надо по несколько раз возвращаться к каждой сказочной истории. Но чтобы снова одна проблема возвращалась — такого не было. Опять же гарантии я дать не могу, что у всех сложится так, дети-то разные.

– А вы пробовали другим детям читать свои сказки?

– Да, пробовала. Как только напечатали первые книжки, начали их раздавать знакомым и даже в библиотеки наши кемеровские относили. Распространяли книги в электронном виде и приглашали людей на курсы, которые помогут писать сказки самостоятельно.

– Мне кажется, что раньше дети воспитывались на книгах, а сейчас им все заменили Интернет и телевидение.

– Есть еще родители, которые хотят привить ребенку любовь к чтению и готовы уделять ему время, обсуждая с ним прочитанное. Я пишу сказки, рассчитанные на детей от двух до семи лет. В 9–10 лет у детей действительно другие интересы и сказкой поведение не исправишь.

В моих терапевтических сказках по ходу повествования есть остановки — вопросы, которые надо сразу обсудить с ребенком: правильно ли герой поступил, а как бы ты сделал на его месте и так далее. Даже в 2–3 года, когда малыш только учится говорить, он с радостью подключается к обсуждению. Вопросы так построены, что ребенок сможет сказать сначала только «да» или «нет», а потом — дать более развернутые ответы. Либо мама, задавая вопрос, сама предлагает варианты ответа и смотрит на реакцию ребенка — с чем он согласится.

Фото из личного архива Анна Крылышкиной.

Фото из личного архива Анна Крылышкиной. 

– Сколько вы уже написали?

– Около 100 сказок. Я не гонюсь за количеством, они просто возникают по мере надобности. За каждой проблемой в воспитании тянется сказка. Истории заказывают у меня знакомые.

– Вы хотите выпустить книгу с помощью краудфандинга?

– Да. Хочется ее просто в руках подержать, действительно настоящую, да и выглядеть она будет серьезнее. С ней можно будет прийти в детский сад и подарить воспитателям эту книгу, чтобы они с ребятишками занятия проводили. Или в библиотеку, где они поставят свой штамп и смогут выдавать по абонементам. Еще мы хотели бы мы с помощью проекта на Boomstarter, узнать, есть ли вообще спрос на сказки.

– Вы находили сказки, подобные вашим?

– Да, сама брала их в библиотеке, но терапевтических книг очень мало. В Интернете есть сказки, многие авторы бесплатно их выкладывают, они очень хорошие.

– А чем они отличаются от ваших?

– Другие проблемы раскрывают. Каждый пишет так, как он видит. Воспитание во всех семьях строится по-разному.

– Не было желания написать книгу с одним главным героем?

– Пока нет, но сын написал книгу про одну семью из 25 глав. Он своих персонажей провел через всю книгу.

У меня есть книжки — просто добрые сказки. В них нет отрицательных персонажей, смерти, несчастий. Персонажи должны проходить через трудности — они и в классических произведениях многое переживают, я это понимаю. Но сейчас столько жестокости в мире, не хочется маленьким детям читать о плохом.

Добрые сказки я писала еще и потому, что придумала для сына «Карту добрых дел». Пока он ходил с кружочка на кружочек, делая каждый раз доброе дело, я готовила сюрприз и сказку. И сюжеты там были о том, как он делает что-то доброе, например, помогает по дому маме.

Я предлагаю другим родителям персональные сказки для их детей, но спрос небольшой.

– А чем ваши сказки отличаются от классических?

– Тем, что в сказке персонаж сталкивается с той же проблемой, что и ребенок в жизни, и преодолевает ее. Малыш слушает сказку, ассоциирует себя с главным героем, перенимает его опыт на себя и начинает поведение героя копировать в реальной жизни.

– Мне непонятно, в чем разница между классическими сказками и этими, там же тоже мораль есть?

– Конечно, те сказки тоже учат полезному, они тоже хороши, я не говорю, что их не надо применять. В моей сказке решается конкретная проблема. В русских сказках учат, как друг за друга стоять стеной, как помощь оказывать, как слушаться родителей. В них тоже можно найти терапевтический эффект. Но он не столь явный.

А у нас, допустим, такая проблема — компьютерная зависимость. Классических сказок на эту тему нет. Надо найти конкретную сказку, пока маленький человек готов меняться. Взрослый ее даже слушать не будет.

– То есть получается, что старые сказки тоже терапевтические, но они сложны для восприятия?

– Да, и отражают не все бытовые проблемы, которые возникают в нашей жизни. Например, малыш не хочет идти в детский сад, начинает утром капризничать, а ему можно сказать: «Мы с тобой вчера читали сказку про Павлика, он не играл с другими ребятами, представляешь, как ему дома скучно было…» Ребенку предлагаешь выбор, он вспоминает историю, и решает, хочет ли оказаться на месте главного героя.

Тема дружбы и раньше хорошо освещалась в сказках. Но я пишу историю о ней для своего ребенка, с душой, и ребенок чувствует. Поэтому я и другим советую научиться придумывать сказки.

Еще мы писали книгу-игру. Суть ее в том, что сам читатель сюжетную линию. В конце странички ему дается ему выбор — как поступить главному герою? В соответствии с ним его отсылают на другую страницу.

Пенсия-2016: семь баллов до заслуженного отдыха Далее в рубрике Пенсия-2016: семь баллов до заслуженного отдыхаКто получит надбавку после февральской индексации, как изменилась система формирования пенсий и чего ждать военным пенсионерам Читайте в рубрике «Титульная страница» Губернатора призвали к порядкуВ Общественной палате попросят принять меры дисциплинарно воздействия в отношении губернатора Самарской области Николая Меркушкина Губернатора призвали к порядку

Комментарии

Авторизуйтесь чтобы оставлять комментарии.
Интересное в интернете
80 000 подписчиков уже с нами!
Читайте «Русскую планету» в социальных сетях и участвуйте в дискуссиях
Каждую пятницу мы будем присылать вам сборник самых важных
и интересных материалов за неделю. Это того стоит.
Закрыть окно Вы успешно подписались на еженедельную рассылку лучших статей. Спасибо!
Станьте нашим читателем,
сделайте жизнь интереснее!
Помимо актуальной повестки дня, мы также публикуем:
аналитику, обзоры, интервью, исторические исследования.
личный кабинет
Спасибо, я уже читаю «Русскую Планету»