Неиссякаемый источник косточек
Фото: Даниил Лихачев

«Русская планета» побывала на месте раскопок, где были найдены скелеты динозавров возрастом более 100 млн лет

Весной этого года в глухой деревне на севере Кузбасса был найден ранее неизвестный вид динозавра — пситтакозавра сибирского. Корреспондент «Русской планеты» побывал в составе туристической группы на месте раскопок и узнал, чем еще уникальна находка российских археологов.

Добраться до поселка Шестаково, рядом с которым были найдены останки, можно разными способами. Территория раскопок практически никак не охраняется, несмотря на то, что с конца 60-х годов прошлого века «Шестаковский комплекс раннемеловых позвоночных» находится под бдительным надзором государства.

Самый простой и доступный способ, при условии отсутствия личного автомобиля, — это туристический автобус. Уже три месяца с первых дней обнаружения окаменелостей каждую субботу (при условии хорошей погоды) автобус отъезжает от областного Краеведческого музея. Несмотря на довольно большую стоимость билета за туристическую экскурсию, — 1640 рублей, все 12 мест микроавтобуса Fiat, как правило, заняты. Ровно в 8 часов утра мы поехали в самый старый поселок области Верх-Чебулу, где нас ждал экскурсовод, краевед и историк Александр Вайкутис.

Спустя два с половиной часа мы остановились у поселкового музея. После небольшой экскурсии и рассказа Александра Вайкутиса о родном поселке, основанном в 1762 году, мы отправились дальше по маршруту к месту раскопок под официальным названием Шестаково-3.

Наш гид рассказал, что первые останки динозавров были обнаружены ученым-археологом Александром Моссаковским на берегу реки Кия весной 1953 года. С тех пор древние окаменелости здесь находят практически каждый год, но последняя находка оказалась самой крупной не только для России, но и всего мира. Именно поэтому к этому месту возник такой большой интерес. Однако, несмотря на популярность туристического маршрута, многое еще не продумано.

– Честно признаться, экскурсия еще довольно сырая и до конца не проработана, — поделился Александр. — Мы сейчас только начинаем возить сюда людей. Каждый рейс я спрашиваю у приезжающих о том, чего на их взгляд не хватает. Думаю, что на следующий год будет намного лучше. Надеюсь, что и с финансированием нам помогут, ведь находка действительно уникальная. Сюда приезжают не только российские археологи и палеонтологи, но и ученые из других стран.

Спустя несколько часов мы подъехали к Шестаковскому яру. Именно на этом месте более полувека назад были обнаружены незначительные фрагменты древних ящеров. С тех пор эта территория стала местом постоянной практики для студентов Новокузнецка, Кемерово и Томска, которые приезжают сюда каждое лето. По словам краеведа Александра, яр — неиссякаемый источник косточек и слепков от древних растений.

– Найти какую-то косточку или листочек может каждый. Вот, например, этот камень, — говорит Александр, поднимая с земли небольшой кусок гальки. — Возможно, что это — часть какого-то древнего крокодила или черепахи, а может быть и динозавра. Вот так сходу определить сложно, для этого нужно разбираться в археологии. Сейчас тут уже не ведутся какие-то серьезные раскопки. Основные силы брошены на Шестаково-3, место, где были найдены останки тех динозавров, ради которых вы сюда приехали.

После посещения Шестаковского яра, мы поехали в местный музей, названный в честь школьной учительницы поселка Шестаково Галины Чудовой. Обрыв у самого края реки стал причиной ее гибели. Она активно помогала археологам теоретическими знаниями, составляла картотеку поселкового музея. Весной 2007 года она с мужем пришла на яр, подошла к краю обрыва и, поскользнувшись на влажной почве, упала в реку. Тело ее удалось найти только через месяц, когда течение стало слабым, а река немного обмелела.

У самого музея, в поселке с населением в 160 человек, отдельного здания нет. Он делит площадь вместе с сельским клубом, в котором также располагаются библиотека и кинотеатр. Среди экспонатов музея попадаются не только фрагменты скелетов динозавров, но и одно окаменелое яйцо. Кроме того, тут представлены кости мамонтов и часть зуба древнего кита. Также среди экспонатов встречается большое количество мужских и женских украшений, деталей древнего оружия. По словам смотрителя территории «Шестаковского комплекса раннемеловых позвоночных» и самого музея Михаила Сантьева, деревня стоит в окружении исторических памятников и подобные находки древних цивилизаций здесь не редкость. Почти каждый год в музеи области отправляются какие-то древние вещицы. Хранить их в небольшом поселении нет никакого смысла.

– Многие экспонаты музея: стрелы, украшения и кости были найдены местными жителями в своих огородах. Сажают картошку по весне и обязательно что-то находят. Здесь не только динозавры жили, но и древние племена людей. Вон там, например, — указывает на неприметную возвышенность Михаил, — раньше находилось древнее городище. А справа от того места располагаются курганы. Археологи копают их потихоньку. Народа мало, но другим здесь рыть запрещено. Впрочем, это не помешало в прошлом году каким-то браконьерам раскопать скелет, которому более 100 млн лет, и вывести отсюда.

После осмотра музейных экспонатов мы вернулись в автобус и отправились непосредственно к месту раскопок — объекту Шестоково-3. Дорога до места раскопок заняла не более 10 минут и простиралась она вдоль небольших холмов. По словам Александра Вайкулиса, предполагается, что в этих холмах также могут быть обнаружены останки динозавров. Однако для обследования территории нет ни материальных, ни физических возможностей.

На месте раскопок мы встретились с группой археологов из пяти человек. Руководитель группы — Наталья Демиденко, заведующая отделом природы Кемеровского областного краеведческого музея. Вместе с ней в раскопках участвуют студенты третьего и пятого курсов кемеровского университета. Наталья Демиденко рассказала, как в мае этого года были обнаружены первые останки пситтакозавра сибирского, и что крылось за этой находкой.

– На том месте, где мы сейчас с вами стоим, планировалось расширение дороги. Для этого сюда был пригнан бульдозер, который срезал крупные выступы вдоль ныне существующей проезжей части, — рассказывает Наталья. — В то время мы с небольшой группой археологов и палеонтологов искали место для раскопок и, проезжая здесь, заметили нечто торчащее из земли. Когда мы подошли ближе и присмотрелись, то поняли, что это не что иное, как фрагменты позвоночника и пальцы. Позвонки были в более-менее хорошем состоянии, но пальцы разваливались от любого прикосновения. Естественно, всяческие ремонтно-строительные работы вдоль склона были прекращены, а мы приступили к раскопкам.

До того, как первый туристический автобус приехал в Шестаково, археологами была проделана громадная работа. В первую очередь они сняли лопатами два слоя земли, в которых не могло быть никаких останков и окаменелостей. Затем, добравшись до так называемого «полезного» грунта, который более 100 млн лет назад лежал на поверхности земли, они шпателями и кисточками начали углубляться дальше. Тогда археологи и стали находить всевозможные свидетельства фауны того времени: от первых рыб и моллюсков до морских хищников и птиц. Также стали попадаться окаменелые отпечатки флоры того времени: цветы, растения и остатки деревьев.

– Когда почти одновременно было найдено четыре древних крокодила, не имеющих практически ничего общего с современными аллигаторами, мы решили, что нас уже ничем не удивить, — делится впечатлениями Петр, студент 5 курса КемГУ, принимающий участие в раскопках. — Но вскоре мы поняли, что сильно заблуждались. Сначала нами был найден крупный череп одного динозавра, и тут же рядом с ним, практически впритык, еще один. В итоге в одном месте мы раскопали останки сразу семи травоядных пситтакозавров сибирских. До этого никто и никогда не находил в одном месте столько окаменелостей. Шестаково стало важным объектом для исследований уже после первой находки динозавров. Но после таких крупных обнаружений, территория заповедника стала вдвойне уникальной. Теперь мы уже боимся что-то загадывать, и ждем, что нам принесет следующий год. В 2014 году новых раскопок уже не будет.

Последняя группа туристов отправится к месту раскопок в конце сентября. Сейчас ученые практически прекратили свои научные изыскания и подготовили так называемый монолит к отправке в Кемерово. Научные деятели считают его уникальным. Вес превышает 4 тонны, что почти в три раза больше, чем у монолитов с других раскопок, проводимых во всем мире. Основное назначение этого монолита в сохранении окаменелостей в том виде, в котором они были обнаружены. По сути это раствор, которым заливают скелеты и часть грунта. После транспортировки раствор аккуратно снимают и приступают к очистке и подготовке останков для выставки в музеях в виде экспонатов, либо хранения в исторических фондах.

Перед тем как мы уехали с места раскопок, студенты подарили всем участникам поездки небольшие камни с отпечатками динозавров и растений, некоторые включали в себя настоящие фрагменты костей древних ящеров. На следующий год, по словам организаторов этого маршрута, планируется подготовить большое количество памятных сувениров и подарков. Помимо этого обсуждается вопрос о написании информационных материалов, в которые будут включены результаты всех раскопок, начиная с 1953 года и по настоящее время. В буклетах будут описаны животные и растения, разделенные по подвидам, с небольшим описанием каждого. Но все это только в планах, и что из этого получится реализовать станет известно только весной 2015 года, когда туристические маршруты к месту раскопок будут вновь запущены.

Уйти от монозависимости Далее в рубрике Уйти от монозависимостиМинистерство регионального развития одобрило кузбасский проект по созданию агломерации Читайте в рубрике «Титульная страница» Страшная смерть королевы комедииСегодня легендарной советской актрисе Тамаре Носовой могло бы исполниться 90. Но она умерла 10 лет назад в жуткой нищете Страшная смерть королевы комедии