Больная перемена
Фото ИТАР-ТАСС/ Лидия Мухамадеева

Фото ИТАР-ТАСС/ Лидия Мухамадеева

Профессия учителя все больше теряет популярность среди выпускников педвузов

В школах Кемеровской области не хватает учителей начальных классов. А также — филологов, преподавателей английского языка, математики, физики и физкультуры. Свободны около 1000 рабочих мест, как сообщает Департамент образования и науки. Однако молодые специалисты не спешат их занять — зарплата невысока, работа теряет престиж, реформы лишают покоя и стабильности.

Россия ежегодно сталкивается с дефицитом педагогических кадров. Как заявил глава Минобрнауки Дмитрий Ливанов, сегодня в школах открыты 22 тыс. вакансий. В Кузбассе, как и по всей России, чаще всего требуются учителя начальных классов, математики и иностранного языка.

Между тем педагогические вузы ежегодно выпускают тысячи дипломированных специалистов. Но, как сообщает «Российская газета», в школу устраиваются не более четверти из них. «Русская планета» провела опрос студентов Кемеровского педагогического колледжа, а также филологических факультетов КемГУ и КузГПА. Девять из десяти опрошенных ответили, что не готовы работать в сфере образования. И дело не только в скромных зарплатах. Проблема намного глубже.

Бомба замедленного действия

Маленькие школы особенно тяжело переживают кадровый голод. Во-первых, они менее привлекательны для потенциальных работников. Например, в жилом районе Промышленновский учится всего 500 детей. Значит, и финансирование невысокое, и часов академических не так много. А ведь из них складывается заработок. Во-вторых, невозможно пригласить учителя из другой школы, чтобы перераспределить нагрузку. Слишком далеко добираться.

– Мы сейчас ищем учителя английского, математики и педагога начальных классов. У нас в основном работают пенсионеры, — рассказывает Альфия Тимофеева, директор школы № 18. — Например, преподавателю физики почти 60 лет. Она сейчас вынуждена помимо своего предмета вести еще и математику, в сумме набегает 43 часа в неделю! Это две смены ежедневно — огромная нагрузка. Я понимаю, что пройдет еще три-четыре года – и многие наши учителя уйдут на заслуженный отдых. Это будет катастрофа. Такая ситуация складывается и во многих других школах.

По мнению собеседника «Русской планеты», главная проблема — это низкие зарплаты молодых специалистов. Оклад учителя с высшим образованием без стажа составляет 3 300 рублей — это за 18 часов. Можно, конечно, провести и больше уроков — в некоторых случаях это получается. Но при максимальной загруженности — 43 часа — зарплата едва превысит 20 тысяч рублей. Конечно, доплатят педагогу за проверку тетрадей. Математикам и филологам — по 15% от базового оклада, преподавателям информатики и иностранного языка — по 5%. Это гроши. К тому же придется постоянно жертвовать свободным временем. Не все вчерашние выпускники готовы на это.

– Учитель мало времени уделяет семье, — продолжает Альфия Ражаповна. — Помимо уроков есть еще и воспитательная работа — классное руководство (дают его практически всем) — родительские собрания, дневники, журналы — бумажный и электронный. А также проверка тетрадей, которой чаще всего мы занимаемся дома. К тому же к каждому уроку нужно готовиться. Провести его не так просто — надо объяснить материал каждому ребенку, заинтересовать, поддержать дисциплину в классе. Иногда это особенно сложно.

«Мы не официанты!»

Отношение к педагогам изменилось — как со стороны детей, так и родителей. В сфере образования Альфия Ражаповна работает более 30 лет, поэтому может сравнить современную школу и советскую. Перемены большие, и не в лучшую сторону.

– Раньше наша профессия была почетной. К учителям относились с уважением, прислушивались, — говорит она. — Сейчас везде говорят и пишут, что школа предоставляет «образовательную услугу». Появился новый речевой штамп. А ведь слова «услуга» и «учитель» даже рядом поставить нельзя! Мы воспитываем будущее нашей страны. Обидно такое слышать. Отношение к преподавателям стало таким же, как к продавцам, официантам, уборщицам. Вот и получается, что клиент всегда прав и требует свое. Сейчас от ребенка часто можно услышать: «Вы не имеете права». Например, когда преподаватель хочет забрать у школьника до конца урока очередную игрушку — телефон или планшетный компьютер. Похожим образом ведут себя и родители. На учителей в наше время поступает огромное количество необоснованных жалоб. Мама или папа не сомневаются в правоте своих детей, даже когда те совершают непорядочные поступки.

Массовая культура также снижает престиж профессии учителя, считает директор. В восприятии многих школа превращается в опасное для ребенка место. На это повлияли «школьные» фильмы и сериалы, телесюжеты о конфликтах между педагогами и школьниками, которые нередко можно увидеть по центральным каналам. К тому же Альфию Ражаповну очень беспокоит, что снижается и сама ценность образования.

– Многие политики и представители шоу-бизнеса сейчас бравируют тем, что плохо учились в школе или даже были отчислены. А дети смотрят на это и думают: зачем мне школа, я и без нее всего добьюсь. Вот и получается, что интерес к учебе падает у детей. Им она не нужна. А когда не видишь заинтересованных учеников, то руки опускаются.

История одного разочарования

«Русская планета» встретилась с вчерашним учителем математики и мамой двух дочерей — Ириной. Сейчас она работает маркетологом в крупной компании сферы общественного питания. В школу возвращаться не хочет — слишком трудно ей там было.

– Я устроилась в школу сразу после вуза. Меня поразило, как дети вели себя по отношению к учителям. Они выказывали дерзость и откровенное неуважение, — вспоминает она. — Многие ребята мешали всему классу заниматься. Порой мне приходилось на них прикрикивать. Сейчас ведь нельзя вывести шумного ребенка из класса даже на короткое время — это запрещено. Вот и приходиться успокаивать. Однажды я столкнулась с оскорблением со стороны ученика. На уроке информатики старшеклассник написал программу, а в выводы добавил грубые слова обо мне. Вызвала родителей. Папа сказал: «Мой сын такого сделать не мог». Его даже не наказали.

Ирина считает, что грубость современных детей идет из их семей. Родители сами не уважают учителя, вот и дети ведут себя также:

– Мамы и папы приходят на собрание и говорят: дети вас не слушают, потому что ваши уроки неинтересные. Если бы увлекли их, то и проблем с дисциплиной не было! Но ведь далеко не все темы в алгебре и геометрии захватывающие. Многие ученики приходят на занятия, чтобы только отбыть повинность.

В школе наш собеседник вела три предмета — физику, математику, информатику. Потому что специалистов не хватало. К тому же приходилось брать классное руководство. По словам Ирины, жизни вне школы у нее практически не было. Да и зарплата при этом оставалась маленькой. Когда перешла на нынешнюю работу, уже на испытательном сроке стала получать в два раза больше.

– Сейчас в школе учится моя дочь, — делится Ирина. – За начальную школу у нее сменилось пять учителей! Для ребенка это плохо. Она же привыкает к педагогу, привязывается, расставаться не хочет. Да и проблемные дети есть, с которыми трудно наладить контакт — на это требуется время. Я постоянно объясняю дочери, что на учителей обижаться нельзя. И учу ее быть вежливой и почтительной с ними.

Мир держится на энтузиастах

Кандидат филологических наук и доцент Станислав Оленев ежедневно общается со студентами различных факультетов. В том числе и с будущими учителями русского языка и литературы. Он убежден, что интерес к работе педагога падает по позитивным причинам — у выпускников появляется больше возможностей для самореализации.

– Сейчас существует довольно много новых профессий, к которым вузы пока не готовят, но которые привлекают выпускников, — рассказывает Станислав. — И, что немаловажно, студенты уже на 3-4 курсе ими занимаются. Это и фитнес-инструкторы, и контент-менеджеры, и комьюнити-менеджеры (специалисты по социальным сетям), и бизнес-тренеры. А школы, особенно в поселках и небольших городах, редко могут предложить все необходимые условия, в том числе и финансовые, для молодого специалиста. Часто можно слышать от выпускников слова вроде: «Я бы пошла учителем в школу, если бы зарплата была достойная». Впрочем, в последнее время, как мне кажется, ситуация несколько улучшается и мне известны люди, которые, работая в школе, получают вполне приличную зарплату, выше средней по региону.

Другое мнение у его коллеги с филологического факультета, не пожелавшего называть своего имени. Он убежден, что если бы молодым специалистам предоставлялось жилье, то в школе они бы работали гораздо охотнее.

– На факультете филологии и журналистики каждый год возле деканата появляется объявление: «Требуется учитель русского языка и литературы», — рассказал собеседник «Русской планеты». — На работу приглашают школы Ленинска-Кузнецкого, Юрги, разного рода деревень, других кузбасских городов. Казалось бы, иди и работай в школу, выпускник. Если бы не одна маленькая графа в этом объявлении. Она гласит: «Жилье не предоставляется». Возникает вопрос: как молодому специалисту ехать и устраиваться на работу без жилья? Зарплаты учительской, чтобы снимать квартиру или даже комнату, не хватит. Я думаю, что кадры есть (их, конечно, гораздо меньше, чем раньше), но не все желающие работать поедут в другой город. И материальная причина не единственная.

Преподаватель и собеседник «Русской планеты» также считает, что причина отказа выпускников от работы по специальности кроется и в последних реформах в сфере образования:

– «Закос» школьного образования под сдачу ЕГЭ — это тоже одна из причин бегства от школы. У меня, к примеру, был знакомый, который раньше работал в школе, вел там спецкурс по анализу текста. Сейчас школы от спецкурсов отказываются: какой смысл их проводить, если дополнительная программа в ЕГЭ не входит? В некоторых школах выпускникам педвузов отказывают в трудоустройстве еще по одной простой причине. Идет сокращение учебных часов. И преподаватели, работающие в школе, просто забирают освободившиеся часы себе. Конечно, есть еще одна причина. Работа учителем, к сожалению, становится менее престижной по сравнению с «рыночными» профессиями. В школу сейчас идут исключительно энтузиасты, которые без педагогики просто жить не могут, видят в ней смысл своей жизни (даже несмотря на низкую зарплату). Может быть, кстати, это и хорошо. Главное — чтобы это воодушевление не прошло.

И правда, энтузиасты среди молодых педагогов есть. Одна из них — Екатерина Корюкина, учитель русского языка и литературы. Она отказалась этим летом от работы секретаря-референта в престижном банке, чтобы снова вернуться в школу.

– После университета я год проработала в одном из техникумов, — рассказывает девушка. — Мне очень нравилось общаться с ребятами, передавать им свои знания. Но заработная плата была очень маленькой. И стремиться было не к чему. Мои опытные коллеги с высоким стажем и квалификацией получали по 15 тыс. рублей! Нельзя прожить на эти деньги. Мне предложили работу в банке. За год он показался мне золотой клеткой. Да, график был стабильный и зарплата намного выше, чем в любом образовательном учреждении. Но я приходила домой измученной и усталой, а утром не хотела идти на работу. Я поняла, что это не жизнь. Со 2 сентября буду работать в гимназии, с детьми. И очень рада этому! Да, заработок, вероятно, теперь уменьшится. Но я останусь верна своему призванию. А ведь это и помогает нам быть счастливыми!

Читайте в рубрике «Титульная страница» Страшная смерть королевы комедииСегодня легендарной советской актрисе Тамаре Носовой могло бы исполниться 90. Но она умерла 10 лет назад в жуткой нищете Страшная смерть королевы комедии

Комментарии

Авторизуйтесь чтобы оставлять комментарии.
Интересное в интернете
Читайте самое важное в вашей ленте
Подпишитесь на «Русскую планету» в социальных сетях и читайте наиболее актуальные материалы
Каждую пятницу мы будем присылать вам сборник самых важных
и интересных материалов за неделю. Это того стоит.
Закрыть окно Вы успешно подписались на еженедельную рассылку лучших статей. Спасибо!
Станьте нашим читателем,
сделайте жизнь интереснее!
Помимо актуальной повестки дня, мы также публикуем:
аналитику, обзоры, интервью, исторические исследования.
личный кабинет
Спасибо, я уже читаю «Русскую Планету»