Художник юрского периода
Фото с сайта Кемеровского областного краеведческого музея.

Фото с сайта Кемеровского областного краеведческого музея.

Андрей Атучин из Кемерова реконструирует динозавров для ученых всего мира

Андрей Атучин работает в своей кемеровской квартире. Место его официального трудоустройства — океанариум во Владивостоке. Андрей — представитель очень редкой профессии. Он — палеоиллюстратор: профессионально занимается реконструкцией образов древних рептилий, в том числе динозавров. Корреспондент «Русской планеты» поговорил с Андреем Атучиным о том, как он это делает.

Андрей открывает дверь и впускает меня в свою небольшую квартиру. Мы проходим в его рабочий кабинет, который расположен на балконе. Рабочий стол, компьютер, большой монитор, небольшой подоконник, на котором в ряд выстроились макеты целых динозавров и их частей.

– По сути, каждый рисунок, каждое изображение древних рептилий — это своеобразная реконструкция, — говорит Атучин. — То есть, для того чтобы нарисовать динозавра, необходимо восстановить его внешний вид, имея под рукой отдельные кости рептилии. Разумеется, существуют определенные алгоритмы, как по каким-то фрагментам скелета можно восстановить мышечный каркас и в целом внешний вид животного, но работа это достаточно кропотливая, требует времени и знаний, разумеется.

Андрей Атучин — профессиональный биолог, окончил биофак кемеровского госуниверситета. Даже написал научную работу для степени кандидата наук, но не стал защищаться. Говорит, это требовало много времени, а он уже вовсю занимался динозаврами.

– По большому счету, я начал рисовать рептилий еще лет в 17, даже раньше. Но в 17 — по-серьезному. Книги читал, изучал анатомические особенности конкретных динозавров. И, как выяснилось вскоре, информации на эту тему не очень много. В этом смысле появление интернета стало серьезным этапом в моем профессиональном развитии. Все-таки доступ к информационным ресурсам всего мира очень помог. Собственно, моя профессиональная карьера началась именно с интернета, когда я сначала просто стал рассылать свои рисунки по разным сайтам. Но первый заказ я получил именно в кемеровском университете. Правда, касался он не создания изображений динозавров. Тогда я иллюстрировал «Определитель амфибий и рептилий Кемеровской области», живущих в настоящее время в регионе. А первым сайтом, с которым удалось посотрудничать в плане изображения древних рептилий, стал интернет-ресурс Московского палеонтологического института.

Так Андрей начал входить в достаточно закрытый и малочисленный «клуб» палеоиллюстраторов. По словам Атучина, профессионально занимающихся этой работой людей в мире — 40-50 человек. Первой серьезной работой кемеровчанина на международном уровне стали иллюстрации для британской энциклопедии, вышедшей в Лондоне в издательстве «Anness». Атучин в этой книге изобразил в числе прочих тварей стегозавра, тродона и гиганотозавра.

– Ирония определенная состоит в том, что эта энциклопедия издавалась для авторитетного палеонтолога Дугласа Диксона, по книгам которого я когда-то познавал азы своей будущей работы, рисовал первых динозавров. Его издание «Динозавры» стала настольной книгой для меня на многие годы. Энциклопедия с моими иллюстрациями вышла в 2004 году. Так что сейчас в каком-то смысле юбилей — ровно десять лет.

В областном краеведческом музее, с которым кемеровчанин тоже сотрудничает, тоже есть динозавры, нарисованные Атучиным. Это 3D-проекции, которые транслируются на специальном прозрачном стекле-экране. На экране метра в полтора длиной и около метра высотой вращается почти живой динозавр. Настолько объемный, что хочется его потрогать руками. Кажется, что это вполне реально.

– Сейчас в Кузбассе намечается очень интересный палеонтологический проект, в котором мне предложили поучаствовать, — рассказывает Андрей. — Не так давно краеведческий музей получил лицензию на проведение палеонтологических раскопок, и летом планируется экспедиция в Шестаковский комплекс, который находится в Кемеровской области. Здесь может быть очень интересно, поскольку исторически именно в этом районе речной водой сносились останки погибших животных. В том числе динозавров. Например, томичам, которые вели здесь раскопки в прошлые годы, удалось найти два хорошо сохранившихся скелета. У нас со своими специалистами-палеонтологами сложнее, поэтому возглавит экспедицию московский ученый. А мне предложили принять в ней участие. Думаю пока. Но в целом лично для меня это может быть очень интересно. Тем более, что опыт участия в подобных экспедициях у меня уже есть. Два года подряд я ездил «копать» в Благовещенск. Там нашли амурозавра и олоротитана. Последний, например, большой растениеядный динозавр, который в длину достигал 9 метров, а в высоту — 3 метров.

Атучин работает в основном за компьютером, но рисует также и гуашью, и карандашом. Однако, если, например, рисунок нужно отправлять заказчику для создания  3D-модели, то, разумеется, рисовать ее стоит сразу на компьютере.

– Недавно мы закончили цикл рисунков из почти пятнадцати работ, который создавали вместе с моим коллегой из Самары Владом Константиновым. Влад делает сами модели, я — текстуры. Модель — это белая форма будущего динозавра. Текстуры определяют «внешность» — цвет, форма чешуек и другое. В последнем очень важны различные нюансы, которые на первый взгляд могут не бросаться в глаза. Главное, чтобы животное выглядело максимально реалистично. Для этого я часто создаю сначала объемные модели из пластичного материала. Потом смотрю, как, например, играют на ней светотени, а уже потом рисую.

В настоящее время работать с кемеровским палеоиллюстратором хотят многие — и частные коллекционеры, и научные учреждения, и музеи.

– Например, недавно закончилась работа на серией изображений для музея в Квисленде (Автралия). Еще одна из недавних работ — для Солт-Лейк-Сити (США, штат Юта). В последнем делал большую модель на компьютере динозавра из семейства тираннозаврид. Изображение, которое в длину составило около 3 метров, будет размещено в местном музее. Кроме того, предполагается сделать его объемную модель с помощью 3D-принтера. Одной из моих творческих удач считаю изображение тираннозавра, которое попало на обложку русской версии журнала «National Geographic».

Палеоиллюстраторов в мире немного, потому что в этой профессии хорошо рисовать одного умения рисовать недостаточно.

– Я уже говорил, что, с одной стороны, необходима определенная научная база. Каждый рисунок — это своего рода реконструкция. С другой стороны, особая часть моей работы — это сотрудничество с заказчиками. И тут все по-разному бывает. И, разумеется, каждая ситуация абсолютно индивидуальна. Необходимо учитывать какие-то новые научные открытия. Даже, рисуя животное, которые уже изображал раньше, должен, например, уточнить: а не изменились ли данные относительного его внешнего вида. Бывает и так, что заказчик сразу предупреждает: есть новые раскопки, согласно которым, например, хвост был чуть длиннее. И все это очень важно. Ведь соблюдение тех же пропорций — это дополнительная подлинность в изображении. Именно учет подобных нюансов в конце концов определяет профессионализм палеоиллюстратора. Например, создание максимально точных образов динозавров, позволило мне победить в трех международных конкурсах.

Андрей говорит, что очень многое в изображениях — плод творчества. Например, какого цвета был тот или иной динозавр пока доподлинно установить нельзя. Есть общая теория цвета, есть определенные градиенты: например, если животное жило в воде, то брюхо — более светлое, спина — более темная. Сочетаемость цвета и окружающей обстановки тоже учитываются. В последнее время найдена зависимость между фрагментами клеток, которые удается обнаружить на останках динозавров, и возможным их окрасом — путем сравнения с внешним видом современных родственников древних рептилий. Но все равно динозавр — отчасти все-таки фантазия художника.

Три ведра денег Далее в рубрике Три ведра денегТри причины пойти на «Ночь музеев» в Кемерове Читайте в рубрике «Титульная страница» Страшная смерть королевы комедииСегодня легендарной советской актрисе Тамаре Носовой могло бы исполниться 90. Но она умерла 10 лет назад в жуткой нищете Страшная смерть королевы комедии

Комментарии

Авторизуйтесь чтобы оставлять комментарии.
Интересное в интернете
Читайте только самое важное!
Подпишитесь на «Русскую планету» в социальных сетях и читайте наиболее актуальные материалы
Каждую пятницу мы будем присылать вам сборник самых важных
и интересных материалов за неделю. Это того стоит.
Закрыть окно Вы успешно подписались на еженедельную рассылку лучших статей. Спасибо!
Станьте нашим читателем,
сделайте жизнь интереснее!
Помимо актуальной повестки дня, мы также публикуем:
аналитику, обзоры, интервью, исторические исследования.
личный кабинет
Спасибо, я уже читаю «Русскую Планету»