«Беда» в аренду
Фото предоставлено «Квест42».

Фото предоставлено «Квест42».

Квесты в реальности в Кемерове: не только игра, но и инструмент формирования команды

«Друзья познаются в беде, — говорит Стас Рябов, руководитель кемеровского проекта «Квест42». — А мы эту «беду» на час можем предоставить любому желающему, чтобы он смог оценить свои способности и почувствовал, как он будет взаимодействовать с другими в команде». Насколько прижились в Кемерове квесты в реальности, и кто готов платить за то, чтобы поработать головой, рассказал РП Стас Рябов.

– Как давно вы занимаетесь этим проектом?

– Открылись мы 8 марта 2015 года. Планировали быть первыми в Кемерове, но оказалось, что попали в общую волну — прошлой весной в городе появились сразу несколько квестов. К запуску мы готовились почти полгода, потому что нам хотелось сделать достойный квест, создать хорошее впечатление у первых посетителей, чтобы людям хотелось приходить снова.

Для нас этот проект сначала был хобби. Начинали с игры в одной комнате (локации). Вложили много, но раскручивалось все достаточно тяжело. Поначалу всем приходилось объяснять, что это такое — квест в реальности, и на нас смотрели с подозрением. У людей, которые с этим не знакомы, одна ассоциация — «Форт Боярд». Хотя современный квест далеко ушел от такого формата.

Когда развлечение уже прижилось, его в Кемерове восприняли хорошо. Хотя даже те, кто играет в квесты в реальности, даже своим друзьям не могут толком объяснить, что же это такое: рассказать полностью нельзя, потому что это будет спойлер, а без полного рассказа непонятно, почему это так интересно и захватывающе.

– Сценарии сами пишете?

– Сценарий написать для нас самое простое. Идей у нас много. Но есть проблемы с тем, как чисто технически воплотить все то, что мы напридумывали. Технических возможностей не хватает. Начинаешь искать специалиста, который бы смог для нас сделать «вот эту электрическую штуку», и никого не находишь. Именно поэтому у нас вторая локация открылась гораздо позже, чем мы рассчитывали, — долго не могли придумать, как правильно сделать электрическую схему для обеспечения игры.

Кстати, мы не только сами писали сценарии, но и разрабатывали локации совместно с психологом. Выясняли, на что человек будет реагировать. Сначала проект был простенький — думали, вот люди зайдут в комнату и будут пытаться найти оттуда выход в течение часа, решая загадки, головоломки, проходя определенный сценарий. А потом увидели, что участников увлекают задания, где нужно трудиться не только головой, но и руками.

– Что же в больше степени работает, чтобы привлечь и держать внимание команды?

– Работает все — и замкнутое пространство, и то, что человек понимает: он ничего не может сделать, кроме как подумать и найти выход благодаря своей смекалке или командной работе с друзьями. Вот тогда включается адреналин, игрок чувствует себя главным героем фильма. Например, в локации «Чернобыль. Обратная сторона медали» команда может вжиться в роль детективов, которые должны разгадать загадку, — что же произошло в 1986 году на Чернобыльской атомной электростанции. Мы создали свою историю, которую игрокам предстоит узнать.

Поначалу люди вообще не понимают, где они оказались, и что от них требуется, потом команда вживается в роли, двигается по логической цепочке, находит отгадку, выход из локации. Когда люди взаимодействуют, они переживают очень сильные эмоции. Вообще, если хочешь открыть хороший квест — надо им «болеть». Мы сделали достаточно большие перерывы между играми — чтобы люди могли получить больше положительных эмоций, поделившись впечатлениями за чашкой чая. И мы в разговоре с игроками понимаем, что понравилось, что не понравилось, на какие моменты впредь надо обратить внимание. Но мы чай пьем только с теми, кто нашел выход из локации.

Фото предоставлено «Квест42».

– Люди к вам приходят «готовыми» командами или вы собираете группы из незнакомых людей?

– Город у нас небольшой, так что люди приходят своими компаниями, знакомые друг с другом. Такого уровня публики, которая готова идти играть в одну команду с незнакомыми людьми, можно ожидать года через два.

– Рост интереса к квестам связан с тем, что в нынешней экономической ситуации у людей стало меньше возможностей для качественного отдыха?

– Не думаю. Раньше всегда была прослойка, которая ходила в боулинг, кино, кафе. Многие из них не придут из соображений: «Что это вообще за детский сад? Зачем это надо?» Группа людей, которая ходит в квесты, небольшая. Первыми пришли «новаторы» — те, кто в Интернете прочитал, что есть что-то такое, и решили попробовать. Это кемеровчане, легкие на подъем, которые открыты новому. Потом пришли те, у кого бывают свободные вечера, им нечем заняться, а кризис их особо не коснулся. Так почему бы не потратить деньги не на кафе или кино, а на другой вид развлечений? Сейчас уже пошла волна тех, кто идет по наводке «сарафанного радио». Это самая обширная волна. Среди этих людей много тех, кто давно хотел попасть в квест, но просто им было некогда. Есть те, кто не может собрать команду. И поэтому людям очень нравится наша локация «Лифт-убийца», которая рассчитана всего на двух игроков.

– Насколько людям в стрессовой ситуации — а вы моделируете для них стрессовую ситуацию — сложно выстроить взаимодействие?

– Иногда бывает так, что в команде самые бойкие начинают или важничать, или бояться, а на лидерские позиции выходит самый, казалось бы, незаметный человек. Потому что он включает мозг и решает загадки. Бывают и сыгранные команды, у которых уже все роли распределены, каждый знает, что делать. В парном взаимодействии, где у тебя уже нет выхода — приходится думать, случается мощнейший выброс эмоций. Иногда люди ругаются так, что я за них бояться начинаю, — особенно, если семейные пары играют. Но, с другой стороны, может, это и хорошо? Может быть, они после игры дома месяц ругаться не будут?

Многим, кстати, не нужны в квестах страшилки: они ходят подумать. Я сначала считал, что таких людей будет меньше. Вообще есть два типа квестов. В нестрашных люди получают эмоции за счет того, что решили какую-то интересную задачу, «выросли» в собственных глазах. А кому-то это не надо — они получают впечатления за счет того, что их пугают в квестах разного рода монстрами. Мы сами, кстати, тоже ходим в другие локации играть, потому что везде есть свои изюминки.

– Продвинутые работодатели рассматривают квесты как один из методов тимбилдинга. Как вы к этому относитесь?

– Здесь, как и в любой деятельности, где требуется тесное взаимодействие, есть элементы, сплачивают команду. В связи с тем, что с нами работает психолог, мы можем составить и психологический портрет участников. Это достаточно сложная работа. Пока на это спрос небольшой, гораздо более распространена ситуация, когда сам работодатель наблюдает за игрой своей команды на мониторе.

Но элементы тимбилдинга в квесте все равно есть — раз знакомые или малознакомые люди взаимодействуют друг с другом, вместе решают сложные задачи. И через час они уже лучшие друзья. Потому что хочешь узнать человека — узнай его в беде. А мы им на час предоставляем в распоряжение эту «беду». Пожалуйста, заходи и пользуйся. И любой качественный квест для этого подойдет.

Читайте в рубрике «Титульная страница» «Двойной удар»: кто и как уничтожает природный комплекс ПодмосковьяГроб экологии в России или как бездействие прокуратуры губит заказник Истринского района «Двойной удар»: кто и как уничтожает природный комплекс Подмосковья

Комментарии

Авторизуйтесь чтобы оставлять комментарии.
Интересное в интернете
Читайте только самое важное!
Подпишитесь на «Русскую планету» в социальных сетях и читайте наиболее актуальные материалы
Каждую пятницу мы будем присылать вам сборник самых важных
и интересных материалов за неделю. Это того стоит.
Закрыть окно Вы успешно подписались на еженедельную рассылку лучших статей. Спасибо!
Станьте нашим читателем,
сделайте жизнь интереснее!
Помимо актуальной повестки дня, мы также публикуем:
аналитику, обзоры, интервью, исторические исследования.
личный кабинет
Спасибо, я уже читаю «Русскую Планету»