Новости – Общество
Общество
«Родителям не хватает времени на сказки»
Фото: A. Bernhard /ТАСС
Педагог из Кемерова с помощью историй о зверях решает проблемы современных детей
27 февраля, 2016 12:44
7 мин
Детский педагог-психолог Анна Крылышкина начала сбор денег на публикацию терапевтических сказок через краудфандинговую платформу Boomstarter. «Русская планета» поговорила с Анной о проблемах современных детей, добрых историях для самых маленьких и роли сказок в современной жизни.
– Как родилась идея написать терапевтическую книгу?
– У моего старшего сына, которому сейчас девять лет, в два года начались проблемы с поведением. В этом возрасте ребенок начинает капризничать, проявлять свое «Я». Так получилось, что перед сном я начала придумывать сказки, где главными героями были разные лесные звери. А каждую историю задумывала так, что под каким-то зверьком подразумевала своего сына и пыталась показать, как можно поступить в ситуации иначе, без капризов. Так рассказывала несколько вечеров подряд, а потом заметила, что сын меняется, поведение выправляется, он берет пример с этих героев.
Подумала, значит и дальше нужно сочинять сказки, раз они работают. Когда их накопилось много, стала их записывать — может, еще кому-то пригодятся.
По мере необходимости, когда возникали другие проблемы, я сочиняла сказку. Сегодня малыш говорит: «Не хочу капусту». Завтра: «Мама, купи в магазине игрушку…» Одна проблема уходит, что-то другое проявляется в поведении.
Пока сын был маленький, сказки были короткие и с простым сюжетом. Потом пришлось писать более сложные и длинные. Когда сыну исполнилось четыре года, он начал свои истории сочинять. Среди напечатанных книжек есть и «Сказки мальчика Саши».
– Вам в работе над сказками помогло ваше образование?
– Ну, может быть, сказывается опыт педагогический. Мне легко это делать. Только начинаешь сочинять и раз, в голове возникают образы и сплетаются в единую сказочную линию, сюжет рождается. Во всем обучении и воспитании, если ты применяешь игровую форму, то ребенку становится интересно и это действует.
– Не было такого, что послушал сын сказку, а потом снова все делал по-своему?
– Пока был маленький, такого не случалось.
Конечно, не с первого дня поведение выправляется. Надо по несколько раз возвращаться к каждой сказочной истории. Но чтобы снова одна проблема возвращалась — такого не было. Опять же гарантии я дать не могу, что у всех сложится так, дети-то разные.
– А вы пробовали другим детям читать свои сказки?
– Да, пробовала. Как только напечатали первые книжки, начали их раздавать знакомым и даже в библиотеки наши кемеровские относили. Распространяли книги в электронном виде и приглашали людей на курсы, которые помогут писать сказки самостоятельно.
– Мне кажется, что раньше дети воспитывались на книгах, а сейчас им все заменили Интернет и телевидение.
– Есть еще родители, которые хотят привить ребенку любовь к чтению и готовы уделять ему время, обсуждая с ним прочитанное. Я пишу сказки, рассчитанные на детей от двух до семи лет. В 9–10 лет у детей действительно другие интересы и сказкой поведение не исправишь.
В моих терапевтических сказках по ходу повествования есть остановки — вопросы, которые надо сразу обсудить с ребенком: правильно ли герой поступил, а как бы ты сделал на его месте и так далее. Даже в 2–3 года, когда малыш только учится говорить, он с радостью подключается к обсуждению. Вопросы так построены, что ребенок сможет сказать сначала только «да» или «нет», а потом — дать более развернутые ответы. Либо мама, задавая вопрос, сама предлагает варианты ответа и смотрит на реакцию ребенка — с чем он согласится.
Фото из личного архива Анна Крылышкиной.
Фото из личного архива Анна Крылышкиной.
– Сколько вы уже написали?
– Около 100 сказок. Я не гонюсь за количеством, они просто возникают по мере надобности. За каждой проблемой в воспитании тянется сказка. Истории заказывают у меня знакомые.
– Вы хотите выпустить книгу с помощью краудфандинга?
– Да. Хочется ее просто в руках подержать, действительно настоящую, да и выглядеть она будет серьезнее. С ней можно будет прийти в детский сад и подарить воспитателям эту книгу, чтобы они с ребятишками занятия проводили. Или в библиотеку, где они поставят свой штамп и смогут выдавать по абонементам. Еще мы хотели бы мы с помощью проекта на Boomstarter, узнать, есть ли вообще спрос на сказки.
– Вы находили сказки, подобные вашим?
– Да, сама брала их в библиотеке, но терапевтических книг очень мало. В Интернете есть сказки, многие авторы бесплатно их выкладывают, они очень хорошие.
– А чем они отличаются от ваших?
– Другие проблемы раскрывают. Каждый пишет так, как он видит. Воспитание во всех семьях строится по-разному.
– Не было желания написать книгу с одним главным героем?
– Пока нет, но сын написал книгу про одну семью из 25 глав. Он своих персонажей провел через всю книгу.
У меня есть книжки — просто добрые сказки. В них нет отрицательных персонажей, смерти, несчастий. Персонажи должны проходить через трудности — они и в классических произведениях многое переживают, я это понимаю. Но сейчас столько жестокости в мире, не хочется маленьким детям читать о плохом.
Добрые сказки я писала еще и потому, что придумала для сына «Карту добрых дел». Пока он ходил с кружочка на кружочек, делая каждый раз доброе дело, я готовила сюрприз и сказку. И сюжеты там были о том, как он делает что-то доброе, например, помогает по дому маме.
Я предлагаю другим родителям персональные сказки для их детей, но спрос небольшой.
– А чем ваши сказки отличаются от классических?
– Тем, что в сказке персонаж сталкивается с той же проблемой, что и ребенок в жизни, и преодолевает ее. Малыш слушает сказку, ассоциирует себя с главным героем, перенимает его опыт на себя и начинает поведение героя копировать в реальной жизни.
– Мне непонятно, в чем разница между классическими сказками и этими, там же тоже мораль есть?
– Конечно, те сказки тоже учат полезному, они тоже хороши, я не говорю, что их не надо применять. В моей сказке решается конкретная проблема. В русских сказках учат, как друг за друга стоять стеной, как помощь оказывать, как слушаться родителей. В них тоже можно найти терапевтический эффект. Но он не столь явный.
А у нас, допустим, такая проблема — компьютерная зависимость. Классических сказок на эту тему нет. Надо найти конкретную сказку, пока маленький человек готов меняться. Взрослый ее даже слушать не будет.
– То есть получается, что старые сказки тоже терапевтические, но они сложны для восприятия?
– Да, и отражают не все бытовые проблемы, которые возникают в нашей жизни. Например, малыш не хочет идти в детский сад, начинает утром капризничать, а ему можно сказать: «Мы с тобой вчера читали сказку про Павлика, он не играл с другими ребятами, представляешь, как ему дома скучно было…» Ребенку предлагаешь выбор, он вспоминает историю, и решает, хочет ли оказаться на месте главного героя.
Тема дружбы и раньше хорошо освещалась в сказках. Но я пишу историю о ней для своего ребенка, с душой, и ребенок чувствует. Поэтому я и другим советую научиться придумывать сказки.
Еще мы писали книгу-игру. Суть ее в том, что сам читатель сюжетную линию. В конце странички ему дается ему выбор — как поступить главному герою? В соответствии с ним его отсылают на другую страницу.
поддержать проект
Подпишитесь на «Русскую Планету» в Яндекс.Новостях
Яндекс.Новости