Новости – Общество
Общество
Пять тысяч фильмов Алексея Левина
Алексей Левин у микрофона. Фото: Александр Белкин / «Русская планета»
Кемеровский кинокритик — о современном кино, прокатчиках и отношении к арт-хаусу
8 декабря, 2015 15:54
10 мин
Арт-хаус всегда позиционировался как кино не для всех. Но создатели не оставляют попыток привлечь новых зрителей. Ведь, по их мнению, именно на таких фильмах воспитывается правильный вкус. Организатор фестивалей международного уровня Алексей Левин рассказал «Русской планете» о кемеровском зрителе, проблемах кинематографа в России и авторских правах.
– Насколько я знаю, вы работаете врачом, но больше известны как искусствовед и знаток кинематографа. Как так вышло?
– В детстве я не очень хорошо учился, как и многие молодые люди моего возраста, особенно в средних классах. Еще лет в восемь я увлекся кино. Хотел поступить во ВГИК, но, узнав какие будут экзамены, я оценил свои шансы и понял, что не попаду. После этого был семейный совет, на котором решили, что, если я хочу связать себя с кино, то в будущем смогу получить второе высшее по этому направлению, а пока поступлю в медицинский институт. Вся моя семья — врачи, поэтому я продолжил традицию.
Вообще-то я всегда думал, что это временное. Да, поступление, «красный диплом» и прочее, но потом я буду заниматься тем, что хочу. Так бы и было, если бы я не попал после этого на телевидение. В 1996 году я пришел к Галине Бибик, которая решила совместить мое медицинское образование и передачу о кино. Первые эфиры хорошо помню: я в белом халате рассказываю о мелодрамах, которые вызывают слезы, а это хорошо, так как стимулируется секреция слезных желез и так далее. Я этим занимался по указке и, честно говоря, мне это не нравилось. Но, как оказалось, людям действительно было интересно. Стали появляться связи с местными кинозалами, совместные проекты, акции. Со временем программа все-таки немного сменила формат, и в какой-то момент я почувствовал, что реализуюсь в том, что мне нравится. Больше о получении профильного образования я не думал.
Позже в Доме кино «Москва» я развернулся в полную силу. Привозил те фильмы, которые хотел, устраивал те мероприятия, которые мне были интересны. Мы сумели организовать публику, которую привлекало авторское кино.
– Другие кинотеатры в этом были не заинтересованы?
– Наши кинозалы со временем стали коммерческими предприятиями и для них это, конечно, хорошо. Но я всегда приходил к ним и пытался донести свою утопическую мысль, что они должны не только показывать блокбастеры, но и оказывать на людей морально-нравственное влияние. Они смотрели на меня как на идиота, кивали в знак согласия и продолжали показывать «аттракционы». В «Москве» удалось организовать показы. Бывали, конечно, и провалы. Например, фильм «Развод Надера и Симин», который получил «Золотого» и «Серебряного медведя» в Берлине. Я был горд и рад, что мы его вообще показываем. Но его за неделю пришло смотреть всего 40 человек. Естественно, что я расстраивался и писал в соцсетях гневные посты о том, что все вокруг необразованные, что не хотят смотреть фильмы, которые сделают их лучше, чище, умнее, что я больше никогда ничего интересного не привезу и так далее. Сначала были острые реакции со стороны интернет-пользователей, но со временем все привыкли и стали реагировать на мои выпады, как на того мальчика, который кричал о приближающихся волках.
У нас в России есть, да и всегда был ряд кинокомпаний, которые выпускают фильмы не для широкой публики. О них знает ряд киноманов и то лишь потому, что следит за этим: читает новости с кинофестивалей, какие-то издания и сайты. Есть много актеров и режиссеров, которые не работают в коммерческой струе.
Cо временем я понял, что главное — хоть что-то привозить, и делать. Показывать, что какое-то движение в городе есть, хоть и для небольшого числа людей. Сейчас мы организовываем киноклуб, проводим «Дни берлинского кино», где показываем фильмы, которые могли бы показывать в кинотеатрах. Что-то пользуется успехом, что-то нет. Сейчас у нас в Кемерово идет показ «Макбета», чему я очень рад. Был в кинотеатре, правда, утром, и нас там было всего два человека в зале, не знаю, как в вечернее время будет, но это уже успех. Надеюсь, что я внес в это свою лепту, активно продвигая подобные ленты.
– На ваших показах бывают сложности в вопросах авторских прав на прокат?
– Это специфика самих киноклубов. Мы можем не иметь прокатного удостоверения, при условии, что покажем фильм один раз в рамках собрания. Чем мы и пользуемся. Обычно я выставляю на голосование в нашем сообществе «ВКонтакте» несколько фильмов и члены группы выбирают сами. Да, если я вижу, что фильмы появились в российском интернете, я их скачиваю и показываю.
Алексей Левин. Фото: Александр Белкин / «Русская планета»
Алексей Левин. Фото: Александр Белкин / «Русская планета»
– Проблем не возникало?
– Нет. Одно время в Кемерове был бум киноклубов: их открылось разом около пяти штук. Некоторые из них начали работать с теми лентами, которые шли в прокате. Я ходил к ним и говорил: «Ребята, вы сейчас делаете неправильно, очень плохо и у вас могут быть большие проблемы из-за этого». А у меня на этот счет четкая позиция. Я вообще стараюсь брать такие фильмы, которые просто не выйдут в прокате не при каких условиях. Такое тоже бывает. С такими фильмами проще. Никто на них никогда ничего не предъявит.
Как-то был один случай на фестивале «Молибденовый лопух» в Гурьевске, на котором я организовывал киноликбез для молодежи, и привозил им довольно жесткие авторские фильмы. Тогда в прокате шел «Крампак», авторам которого я решил написать, с просьбой показать его у нас. Они согласились, и это был единственный мой опыт работы с лентами, идущими в прокате. Большинство лент нашего киноклуба — зарубежные. Есть и российские, но их в авторском кинематографе значительно меньше, около 10–15 фильмов в год.
– Почему так мало? Не умеют снимать, или нет зрителя?
– В первую очередь — невостребованность. Сейчас идет упор на коммерческое кино и поэтому авторскому кино просто негде развернуться. Им остается только надеяться на то, что их прокатят по иностранным фестивалям, или скачают в интернете. Есть люди, которые занимаются таким кино, но им сложно. Отбить деньги сложно. Некоторые режиссеры, тот же Сергей Сельянов, снимают коммерческие фильмы и пускают лишние деньги, оставшиеся от их проката, в авторские ленты. Все понимают, что они не будут иметь отдачи, но в этом, по их мнению, и заключается просветительская роль. Не надо ждать отдачи от фильмов, которые предназначены для другого.
– Есть мнение, что рано или поздно классика со временем вытеснит трэш и масскульт, и люди начнут ценить искусство. Но про арт-хаус такого не говорят. Такое вообще возможно?
– Про это ходят споры. Моя позиция в том, что авторское кино так и останется маргинальным островком со своей аудиторией. Мне бы хотелось, чтобы этих людей стало больше. Я понимаю, что какому-то работяге хочется развлечься и поэтому он идет на комедию. Авторское кино не дает таких возможностей, придется наоборот потратить силы. И это хорошо, если человек просто уйдет с фильма, а не станет его бранить.
К сожалению, все в России работает по закону плинтуса. Чтобы привлечь, им предлагают более примитивное. А со временем оно становится более вульгарным и пошлым. Не знаю, когда это кончится.
Так вышло, что кино у нас перестало восприниматься, как искусство. Сейчас все в нем разбираются. Каждый, кто смотрит фильм, считает себя знатоком, и убежден, что все профессиональные кинокритики — ничего не понимают и просто хотят навязать свое мнение.
У фильмов, как и у любого другого вида искусства, есть свои критерии оценки. Тут «нравится — не нравится» не работает. Тот же фильм «Горько». Ведь режиссеру удалось так точно показать все типажи российской действительности, как до этого никто раньше не мог сделать. Даже эта подача — как комедии — была сделана лишь для того, чтобы привлечь зрителей в зал. Ведь если бы написали, что покажут всю правду о них, никто бы не пошел. Вторая часть — отвратительная попытка заработать деньги. Когда меня попрекают тем, что я не имею образования, и понятий о каких-то фундаментальных вещах, я могу ответить, что, просмотрев более 5 тыс. фильмов и прочитав более 500 книг о кинематографе, я больше понимаю, чем многие, и могу иметь свое представление о той или иной ленте.
Слова о том, что у нас нет хорошего кино — неправда. Надо понимать, что у нас плохая система проката. Более того, в нашей стране словосочетание «арт-хаус» вообще стало каким-то ругательным. «Что опять это какое-то авторское кино? Еще и на каком-то фестивале победила эта нудятина?» Это отношение надо менять, донести до людей, что туда не берут какие-то отбросы, а выбирают сливки.
– Но ведь это мнение складывается по фильмам типа «Пять бутылок водки» или та же «Голова»…
– Для меня вообще удивительно, что фильмы типа «Зеленый слоник» пользуются популярностью. Но если послушать Светлану Баскову, режиссера этих лент, то становится понятно, что у нее в «Слонике» было такое видение Чеченской войны. И вы, зная эту информацию, будете воспринимать кино несколько иначе. Все приемы, так называемые «манки», которыми она пользовалась, были для привлечения зрителей.
– Но ведь это неправильно, когда режиссер снимает фильм, а потом отдельно пишет пояснение, что он в какой сцене имел в виду, и для чего что-то показывал.
– Почему не правильно? У меня бывало такое, что после просмотра фильма я читал воспоминания режиссера и начинал воспринимать картину иначе. Не могу сказать, что это тут же поднимало фильм до уровня любимых, но тем не менее. Наоборот. Это воспитательный и умственный процесс, благодаря которому мы получаем знаний больше, чем было до этого.
поддержать проект
Подпишитесь на «Русскую Планету» в Яндекс.Новостях
Яндекс.Новости