Новости – Общество
Общество
«Трэш и угар в духе братьев Коэнов»
Юлия Волкова. Фото из личного архива.
«Русская планета» поговорила о провинциальном кино с режиссером Юлией Волковой
7 августа, 2015 18:44
10 мин
В конце сентября в Кемерово начнется девятый международный кинофестиваль короткометражного «Видение». Директор фестиваля Юля Волкова сама является режиссером и не понаслышке знает о проблемах регионального кинематографа.
Одной из работ Юлии стала экранизация рассказа «Пьер Рулен. Кассир» о таинственном исчезновении простого французского работника банка и поисках смысла жизни. Потом были «Точка невозврата», «Зоин день». Продюсерские проекты — «Близкие люди» и финальный эпизод триллера «Игры в темноте». Все фильмы, снятые режиссером отличаются психологизмом и позитивным отношением к человеку, потому легко узнаваемы зрителями. С лентой «Порыв» Юлия Волкова побывала в Каннах, куда ее пригласили после просмотра ее фильма. Примечательно, что в короткометражке рассказывается о режиссере, мечтающем попасть на этот самый фестиваль.
– Юлия, расскажите, что значит для вас фестиваль короткометражного кино «Видение»?
– Наш фестиваль мы проведем в городе уже в девятый раз. За несколько лет он стал значимым не только в масштабах Кемерова, но и России. Особенно среди молодых кинематографистов, людей, которые понимают и любят кино. Нам присылают работы из разных городов и стран и сейчас у нас уже около 400 картин. В последнее время, в связи с неумолимо приближающимся дедлайном, стало приходить по 5–6 работ в день. Мы немного устали, но рады такому отклику. Помимо российских режиссеров на фестиваль прислали работы из других стран. Например, Азербайджана, Беларуси, Болгарии, Германии, Казахстана, Кыргызстана, Молдовы, Польши, Украины, Филиппин. Это притом, что сейчас мы не так активно привлекаем новых участников. Я если где-то замечаю хорошие картины, то приглашаю создателей принять участие в фестивале, но сейчас уже около 90% фильмов нам присылают сами режиссеры.
– Что будет происходить на фестивале?
– Каждый год мы стараемся придумать что-то особенное, и в этот раз будет много сюрпризов. Будет традиционный смотр «Предвидение», где мы покажем работы, которые не вошли в конкурс, но заслуживающие внимания. Программа рассчитана на два часа.
Также будет организован спецпоказ киноальманаха «Ближе, чем кажется». В сборник вошли четыре новеллы, объединенные темой взаимоотношения родителей и подростков. Это первый продюсерский проект команды Молодежного центра Союза кинематографистов России при поддержке Министерства культуры РФ и Союза кинематографистов России.
В рамках показа мы планируем организовать встречу с представителем Молодежного центра Союза кинематографистов РФ. Плюс мы готовимся к приезду нескольких гостей, в том числе одного режиссера из-за рубежа. Традиционно в рамках конкурсной программы будут показы игрового, неигрового кино и анимации. Последняя, кстати, очень сильна в этом году. Кроме того, будет организован показ «Треш, угар и содомия любительского кинематографа». Нам присылают множество фильмов, которые очень интересны, но сделаны непрофессионально. Однако мы считаем, что это особое видение авторов и оно заслуживает внимания.
– Все ли задуманное удается реализовать?
– Есть проблемы и в плане финансирования и в плане организации. Мы же делаем его на добровольных началах. По факту мы собрались и сделали так, как нам это нравится. Потому что и я, и соорганизатор Алексей Левин считаем, что в регионах важно и нужно развивать интерес к кино, знакомить сибирского зрителя с основными тенденциями молодого кинематографа. Если бы не поддержка областной и городской администрации, а также КемГУКИ, фестиваля, возможно, уже не было. У всех же есть свои проблемы и приоритеты, и мы постоянно не уверены, что потянем все это. Мы работаем в течение целого года: собираем работы, общаемся с авторами, проводим различные мероприятия. У нас ведь в России ежегодно снимается несколько тысяч короткометражек. И среди них необходимо заметить и выбрать что-то хорошее. По большей части мы стараемся выбирать работы из регионов, так как сами мы живем не в столице и понимаем, насколько трудно снимать кино в провинции.
– Сколько стоит провести фестиваль?
– Это большая коммерческая тайна. На самом деле мы и сами не знаем, сколько это стоит, так как многое делается на некоммерческой основе. Фактическая стоимость не совпадает с реальной в несколько раз.
Единственная значимая проблема, это то, что мы находимся достаточно далеко от центра кинематографии, таких городов, как Москва и Петербург. Нам сложно организовать приезд участников и членов жюри. Здесь, за Уралом, очень мало людей, которые профессионально занимаются кинематографией. Финансирование у нас несколько ограничено, хотя нас и поддерживает администрации города и области. Основная цель — показать кузбасскому, сибирскому зрителю срез мирового «короткого метра». Участники это знают и понимают. Я сама, как режиссер, хочу, чтобы мою работу увидели, и был какой-то отклик. Приятно, конечно, когда тебя куда-то зовут, приглашают, есть возможность поучаствовать. Но режиссерам важен и тот факт, что их увидят где-то в Сибири. Поэтому у нас количество участников от года к году растет.
– Вы сейчас работаете над каким-нибудь творческим проектом?
– Недавно я приняла решение, что ничего снимать пока не буду. Сейчас я работаю над сценарием фильма «Помидоры» в рамках Midpoint Script Development в Чехии. Неважно, сколько это займет времени. У меня есть история, которую я хочу рассказать, и сейчас я сконцентрирована только на ней. Но если появится какая-то действительно хорошая идея короткого метра, которую можно будет очень быстро и бюджетно снять, то я возьмусь. Я очень хочу снимать настоящее кино в Сибири. До сих пор верю, что это возможно.
Юлия Волкова. Фото из личного архива.
Юлия Волкова. Фото из личного архива.
– Вы, как режиссер, отслеживает работу других людей? Общаетесь, на съемочные площадки, может быть, ходите?
– Я работаю в КемГУКИ и некоторые режиссеры — мои студенты. Была на двух съемочных площадках, но в качестве помощника. На площадке должен быть один режиссер, который командует, и его все слушают. Михаил Бондаренко еще один наш режиссер, самобытный и талантливый, за творчеством которого я слежу, но ни разу не видела его за работой и не была на съемках. Знаю, что сейчас он занят съемками и, возможно, успеет закончить короткометражку к фестивалю.
– Я знаю, что в Кемерово при вашем участии начинались съемки полнометражного фильма.
– Не совсем при нашем участии. Да, ребята привлекались к работе на «Киностарте», и мы предоставляли площадку для проведения кастинга фильма «Лес мертвых». Было много людей, но, как я поняла, они заморозили проект.
– Да, в интернете «разнесли» и идею и съемочную группу, и всю затею целиком.
– Знаете, мне кажется, что если человек хочет снимать кино, то он не должен вот так реагировать на мнение публики. Может быть, они сами поняли, что им чего-то не хватает и решили повременить. Естественно, хочется снять сразу и шедевр, но это случается редко.
– Мне кажется, что это по большей части зависит от сценария.
– В большинстве случаев да, от сценария. Но у нас возникают еще и технические сложности. Не всегда можно достать нужное оборудование.
– Мне кажется, что зрители сейчас смотрят сериалы или «аттракционы» типа «Мстителей», а фильмы, которые такие люди, как вы, снимают на свои деньги, пропускают.
– Ну да. Просто тут комплекс взаимосвязанных проблем. У нас в Кемерово в принципе мало привозят хороших фильмов для проката в кинотеатрах, но, с другой стороны, люди на них не идут, даже если что-то такое и демонстрируют на широком экране. Непонятно, от чего это все зависит. Я знаю много людей, которые что-то скачивают постоянно, желают увидеть то, что не покажут в кинотеатре.
– Какие фильмы вы считаете хорошими от начала до конца?
– Мне очень нравится кино-трилогия «Три цвета», «Форест Гамп», «Список Шиндлера». Это очень сложный вопрос. Много их. Не знаю, как вообще люди списки составляют. Знаете, как некоторые пишут: «Посмотрите эти 20 фильмов, и вы прозреете». Для меня каждый фильм, как прозрение. Я просто смотрю и делаю для себя выводы, как надо и как не надо снимать.
– Вообще реально снять фильм без подготовки на голом желании?
– Думаю, если появилось такое желание, то ты уже можешь снять. Есть те, кто снимает со страстью, много, но не всегда хорошее. Сотни тысяч несостоявшихся режиссеров умирают в безвестности.
Очевидно, что решающую роль играет то, как работает человек. Но тут еще важно оказаться в нужное время в нужном месте. Если ты занимаешься творчеством, то надо быть готовым к тому, что вся твоя жизнь будет этому посвящена.
Не получается тысяча раз — получиться на тысяча первый. Я со многими режиссерами общаюсь, и у них постоянно что-то не выходит, не берут на фестивали и так далее. Но это нормально.
У каждого свой путь. Я очень люблю читать биографии режиссеров, и каждый прошел много, пожертвовал многим. Даже те, кто снял несколько шикарных фильмов и вошел в историю, не застрахован, что после следующей ленты его не освистают. Никто не простит, и скажут: «Да, мне нравится твой первый и второй фильм, но в этот раз ты снял дерьмо».
– Есть какие-то исторические фрагменты, которые вам хотелось бы снять?
– Мне больше интересно снимать про обычных людей и их жизни. Интересно наблюдать и находить какие-то ситуации, вычленяя что-то важное для себя. Мне кажется, что такие исторические фрагменты уже носят архетипический характер, и у людей сложилось свое мнение.
– Тот же Тарантино снял смерть Гитлера по-своему — так, как ему захотелось.
– Ну, это Тарантино. Нет, есть интересные истории. Вот, например, про человека, который жил на необитаемом острове, сделав из него заповедник. Если говорить о таких вещах, то было бы интересно снять, какая череда событий в его жизни привела к этому поступку. Или пенсионерка-маньяк из Петербурга, которая в течение 10 лет убивала и расчленяла людей. Это же вообще трэш какой-то, в духе братьев Коэнов.
поддержать проект
Подпишитесь на «Русскую Планету» в Яндекс.Новостях
Яндекс.Новости