Общество
Сегодня
Политика
Происшествия
Люди
Экономика
Следствие
Бизнес
Культура
Наука и медицина
Недвижимость
О проекте
Редакция
Контакты
Размещение рекламы
Использование материалов
Поддержать проект
Вопрос-Ответ
Financial Assets
Свидетельство о регистрации СМИ ЭЛ № ФС 77 – 65733 выдано Роскомнадзором 20.05.2016.
В России признаны экстремистскими и запрещены организации «Национал-большевистская партия», «Свидетели Иеговы», «Армия воли народа», «Русский общенациональный союз», «Движение против нелегальной иммиграции», «Правый сектор», УНА-УНСО, УПА, «Тризуб им. Степана Бандеры», «Мизантропик дивижн», «Меджлис крымскотатарского народа», движение «Артподготовка», общероссийская политическая партия «Воля». Признаны террористическими и запрещены: «Движение Талибан», «Имарат Кавказ», «Исламское государство» (ИГ, ИГИЛ), Джебхад-ан-Нусра, «АУМ Синрике», «Братья-мусульмане», «Аль-Каида в странах исламского Магриба», Общественное движение «Штабы Навального», интернет-издание «Спутник и погром», компания Meta Platforms. Inc.
НКО, выполняющие функции иностранного агента: Некоммерческая организация «Фонд по борьбе с коррупцией», Межрегиональный профессиональный союз работников здравоохранения "Альянс врачей", Автономная некоммерческая организация «Центр по работе с проблемой насилия «НАСИЛИЮ.НЕТ», Программно-целевой Благотворительный Фонд "СВЕЧА", Красноярская региональная общественная организация "Мы против СПИДа", Некоммерческая организация "Фонд защиты прав граждан", Автономная некоммерческая организация социально-правовых услуг "Акцент", Межрегиональная общественная организация реализации социально-просветительских инициатив и образовательных проектов "Открытый Петербург", Санкт-Петербургский благотворительный фонд "Гуманитарное действие", Социально-ориентированная автономная некоммерческая организация содействия профилактике и охране здоровья граждан "Феникс ПЛЮС", Фонд содействия правовому просвещению населения "Лига Избирателей", Некоммерческая Организация Фонд "Правовая инициатива", Некоммерческая организация Фонд "Общественный фонд социального развития "Генезис", Автономная некоммерческая организация информационных и правовых услуг "Гражданская инициатива против экологической преступности", Некоммерческая организация "Фонд борьбы с коррупцией", Пензенский региональный общественный благотворительный фонд "Гражданский Союз", Ингушское республиканское отделение общероссийской общественной организации "Российский Красный Крест", Общественная организация "Саратовский областной еврейский благотворительный Центр "Хасдей Ерушалаим" (Милосердие), Частное учреждение "Центр поддержки и содействия развитию средств массовой информации", Региональная общественная организация содействия соблюдению прав человека "Горячая Линия", Фонд "В защиту прав заключенных", Автономная некоммерческая организация "Институт глобализации и социальных движений", Автономная некоммерческая организация противодействия эпидемии вич/спида и охраны здоровья социально-уязвимых групп населения "Центр социально-информационных инициатив Действие", Челябинское региональное диабетическое общественное движение "ВМЕСТЕ", Благотворительный фонд охраны здоровья и защиты прав граждан, Благотворительный фонд помощи осужденным и их семьям, Городской благотворительный фонд "Фонд Тольятти", Свердловский региональный общественный фонд социальных проектов "Новое время", Фонд содействия устойчивому развитию "Серебряная тайга", Фонд содействия развитию массовых коммуникаций и правовому просвещению "Так-Так-Так", Региональная общественная организация содействия просвещению граждан "Информационно-аналитический центр "Сова", Региональная общественная организация помощи женщинам и детям, находящимся в кризисной ситуации "Информационно-методический центр" Анна", Автономная некоммерческая организация социальной поддержки населения "Проект Апрель", Региональный благотворительный фонд "Самарская губерния", Свердловский областной общественный фонд "Эра здоровья", Международная общественная организация "Международное историко-просветительское, благотворительное и правозащитное общество "Мемориал", Автономная Некоммерческая Организация "Аналитический Центр Юрия Левады", Автономная некоммерческая организация "Издательство "Парк Гагарина", Фонд содействия защите здоровья и социальной справедливости имени Андрея Рылькова, Благотворительный фонд социально-правовой помощи "Сфера", Челябинский региональный орган общественной самодеятельности "Уральская правозащитная группа", Челябинский региональный орган общественной самодеятельности - женское общественное объединение "Женщины Евразии", Омская региональная общественная организация "Центр охраны здоровья и социальной защиты "СИБАЛЬТ", Городская общественная организация "Рязанское историко-просветительское и правозащитное общество "Мемориал" (Рязанский Мемориал), Городская общественная организация "Екатеринбургское общество "МЕМОРИАЛ", Автономная некоммерческая организация "Институт прав человека", Некоммерческая организация "Фонд защиты гласности", Региональное общественное учреждение научно-информационный центр "МЕМОРИАЛ", Союз общественных объединений "Российский исследовательский центр по правам человека", Автономная некоммерческая организация "Дальневосточный центр развития гражданских инициатив и социального партнерства", Общественная организация "Пермский региональный правозащитный центр", Фонд "Гражданское действие", Межрегиональный общественный фонд содействия развитию гражданского общества "ГОЛОС-Урал", Автономная некоммерческая организация "Центр независимых социологических исследований", Негосударственное образовательное учреждение дополнительного профессионального образования (повышение квалификации) специалистов "АКАДЕМИЯ ПО ПРАВАМ ЧЕЛОВЕКА", Свердловская региональная общественная организация "Сутяжник", Межрегиональная благотворительная общественная организация "Центр развития некоммерческих организаций", "Частное учреждение в Калининграде по административной поддержке реализации программ и проектов Совета Министров северных стран", Региональная общественная благотворительная организация помощи беженцам и мигрантам "Гражданское содействие", Автономная некоммерческая организация "Центр антикоррупционных исследований и инициатив "Трансперенси Интернешнл-Р", Региональный Фонд "Центр Защиты Прав Средств Массовой Информации", Некоммерческое партнерство "Институт развития прессы - Сибирь", "Частное учреждение в Санкт-Петербурге по административной поддержке реализации программ и проектов Совета Министров Северных Стран", Межрегиональная общественная организация Информационно-просветительский центр "Мемориал", Межрегиональная общественная правозащитная организация "Человек и Закон", Фонд поддержки свободы прессы, Санкт-Петербургская общественная правозащитная организация "Гражданский контроль", Калининградская региональная общественная организация "Правозащитный центр", Региональная общественная организация "Общественная комиссия по сохранению наследия академика Сахарова", Некоммерческое партнерство "Институт региональной прессы", Частное учреждение "Информационное агентство МЕМО. РУ", Фонд "Институт Развития Свободы Информации", Калининградская региональная общественная организация "Экозащита!-Женсовет", Фонд содействия защите прав и свобод граждан "Общественный вердикт", Межрегиональная общественная организация Правозащитный Центр "Мемориал", Евразийская антимонопольная ассоциация.
Иностранные СМИ, выполняющие функции иностранного агента: "Голос Америки", "Idel.Реалии", Кавказ.Реалии, Крым.Реалии, Телеканал Настоящее Время, Татаро-башкирская служба Радио Свобода (Azatliq Radiosi), Радио Свободная Европа/Радио Свобода (PCE/PC), "Сибирь.Реалии", "Фактограф", "Север.Реалии", Общество с ограниченной ответственностью "Радио Свободная Европа/Радио Свобода", Чешское информационное агентство "MEDIUM-ORIENT", Пономарев Лев Александрович, Савицкая Людмила Алексеевна, Маркелов Сергей Евгеньевич, Камалягин Денис Николаевич, Апахончич Дарья Александровна, Юридическое лицо, зарегистрированное в Латвийской Республике, SIA «Medusa Project» (регистрационный номер 40103797863, дата регистрации 10.06.2014), Общество с ограниченной ответственностью «Первое антикоррупционное СМИ», Юридическое лицо, зарегистрированное в Королевстве Нидерландов, Stichting 2 Oktober (регистрационный номер № 69126968), являющееся администратором доменного имени интернет-ресурса «VTimes.io», Баданин Роман Сергеевич, Гликин Максим Александрович, Маняхин Петр Борисович, Ярош Юлия Петровна, Чуракова Ольга Владимировна, Железнова Мария Михайловна, Лукьянова Юлия Сергеевна, Маетная Елизавета Витальевна, Юридическое лицо «The Insider SIA», зарегистрированное в Риге, Латвийская Республика (дата регистрации 26.06.2015), являющееся администратором доменного имени интернет-издания «The Insider», https://theins.ru, Рубин Михаил Аркадьевич, Гройсман Софья Романовна, Рождественский Илья Дмитриевич, Апухтина Юлия Владимировна, Постернак Алексей Евгеньевич, Общество с ограниченной ответственностью Телеканал Дождь, Петров Степан Юрьевич, Юридическое лицо Istories fonds, зарегистрированное в Латвийской Республике (регистрационный номер 50008295751, дата регистрации 24.02.2020), Шмагун Олеся Валентиновна, Мароховская Алеся Алексеевна, Долинина Ирина Николаевна, Шлейнов Роман Юрьевич, Анин Роман Александрович, Великовский Дмитрий Александрович, Общество с ограниченной ответственностью «Альтаир 2021», Общество с ограниченной ответственностью «Ромашки монолит», Общество с ограниченной ответственностью «Главный редактор 2021», Общество с ограниченной ответственностью «Вега 2021», Общество с ограниченной ответственностью «Важные иноагенты», Каткова Вероника Вячеславовна, Карезина Инна Павловна, Кузьмина Людмила Гавриловна, Костылева Полина Владимировна, Лютов Александр Иванович, Жилкин Владимир Владимирович, Жилинский Владимир Александрович, Тихонов Михаил Сергеевич, Пискунов Сергей Евгеньевич, Ковин Виталий Сергеевич, Кильтау Екатерина Викторовна, Любарев Аркадий Ефимович, Гурман Юрий Альбертович, Грезев Александр Викторович, Важенков Артем Валерьевич, Иванова София Юрьевна, Пигалкин Илья Валерьевич, Петров Алексей Викторович, Егоров Владимир Владимирович, Гусев Андрей Юрьевич, Смирнов Сергей Сергеевич, Верзилов Петр Юрьевич, Общество с ограниченной ответственностью «ЗП», Общество с ограниченной ответственностью «Зона права», Общество с ограниченной ответственностью «ЖУРНАЛИСТ-ИНОСТРАННЫЙ АГЕНТ», Вольтская Татьяна Анатольевна, Клепиковская Екатерина Дмитриевна, Сотников Даниил Владимирович, Захаров Андрей Вячеславович, Симонов Евгений Алексеевич, Сурначева Елизавета Дмитриевна, Соловьева Елена Анатольевна, Арапова Галина Юрьевна, Перл Роман Александрович, Общество с ограниченной ответственностью «МЕМО», Американская компания «Mason G.E.S. Anonymous Foundation» (США), являющаяся владельцем интернет-издания https://mnews.world/, Компания «Stichting Bellingcat», зарегистрированная в Нидерландах (дата регистрации 11.07.2018), Автономная некоммерческая организация по защите прав человека и информированию населения «Якутия – Наше Мнение», Общество с ограниченной ответственностью «Москоу диджитал медиа», Акционерное общество «РС-Балт», Заговора Максим Александрович, Ветошкина Валерия Валерьевна, Павлов Иван Юрьевич, Скворцова Елена Сергеевна, Оленичев Максим Владимирович, Общество с ограниченной ответственностью «Как бы инагент», Кочетков Игорь Викторович, Фонд развития книжной культуры «Иркутский союз библиофилов», Общество с ограниченной ответственностью «Честные выборы», Общество с ограниченной ответственностью «Нобелевский призыв», Еланчик Олег Александрович, Григорьева Алина Александровна, Григорьев Андрей Валерьевич, Гималова Регина Эмилевна, Хисамова Регина Фаритовна.
Лента новостей
Лента новостей
Новости – Общество
Русская планета

Приключения электрончиков

Город с электронными человечками. Фото: Павел Лавров / «Русская планета»
Как в Новокузнецке создают города и героев из стали, стекла и радиодеталей
Павел Лавров
28 октября, 2015 16:43
12 мин
Мастера из Новокузнецка создают автоматоны — уникальные произведения искусства на грани смешения классической механики и современной скульптуры. Это модель города, или завода, или дома из стали, стекла и радиодеталей с движущимися человечками, транспортом и работой для них. Можно было бы назвать такую конструкцию игрушечным кукольным домиком, если бы не суровая индустриальная тематика.
– Это что же, завод?
– Да кто его знает? Для них, наверное, и завод, и дом, да вообще целый мир. Хотя что-то они тут делают, конечно. Некое общее дело. Как муравьи. Каждый хотя бы чем-то занят. Кроме вот этого, — художник Гермина Гекман показывает электронного человечка, вольготно развалившегося за стальными колоннами, в уютном темном уголке. Человечек — в позе мечтательной созерцательности. Проволочные ручки за голову, нога на ногу. — Этот явно лентяй. Видишь, он от бригадира спрятался? «Кто не работает, тот ест. А вы давайте, пойте мне колыбельную, как корабли бороздят просторы Большого театра».
Глаза разбегаются: много деталей. Да еще все движется, крутится, мельтешит. Мигают лампочки, фыркают поршни, пружины тянут противовесы. По кольцевой развязке с перестуком промчался то ли паровоз, то ли трактор с вагонетками. Не успел погасить тревожный сигнал огромный семафор, как вслед устремилась летучая грузовая платформа с лихачом за штурвалом. Трехэтажный механический город живет своей суетливой, но и в то же время размеренной жизнью.
– Интересно, ты сам заметил, что уже на 20 минут залип? — тормошит меня за плечо художник, посмеиваясь. — Очень медитативная штука, правда? Теряется ощущение времени. Я, бывает, тоже вот так сяду и смотрю, смотрю. Час, другой. Потом — бац! Идея — надо еще вот это сделать. Пусть еще у них будет лифт, например, — показывает на человечка, курсирующего меж этажами в обнимку с хрупкой стеклянной лампой.
На создание этого настольного замка ушло больше трех месяцев работы, моток оловянного припоя и куча запчастей от электронных приборов. Причем современная техника для поделок не годится: в том, что сошло с конвейера, нет индивидуальности.
– Ну, разобрали мы компьютер. И что? Куча одинаковых зеленых штучек. Ни красоты, ни стиля, — показывает Гермина Гекман коробки со «стройматериалами». По полкам и верстакам в произвольном порядке разложены емкости с электронно-механической рухлядью. — То ли дело старая радиоэлектроника! Какие-нибудь ламповые телевизоры! Еще советских времен. Вот там что ни деталь — то красота. Даже электронные платы все какой-то магией обладают, несут в себе отпечаток мастера, который их паял. Где-то у него рука дрогнула, олово чуть в сторону потянулось, где-то он поторопился — там чуть криво конденсатор припаял. А настоящий праздник у нас случился, когда нам добрые люди на «потрошение» привезли старые приборы из какой-то научной лаборатории. Из всей электроники мы опознали только осциллограф, и то с трудом. Зато внутри — там какой-то эстетический шок! — Девушка перебирает радиодетали, откладывая в сторонку одни и небрежно откидывая другие. Вздыхает: — Эх, нам бы еще старый принтер какой-нибудь! Там такие есть трубочки прикольные!
– Так на самом деле никто из вас в электронике не разбирается?
– Конечно, нет. Я вот транзистор от резистора не отличу и уж точно перепутаю их с конденсаторами. Для меня это «маленькие беленькие» и «большие красненькие». Или еще «вон те лампочки» или «ух ты, какая красивая трубка с проволокой».
– Тогда как вы заставили это… Эту автоматику работать?
– Понимаешь, всех вводит в заблуждение визуальное обилие электронной начинки. Кажется, что если механизм двигается, значит, вся эта электроника задействована. Ты же, наверное, рефлекторно боишься трогать руками провода? А они ведь даже не под напряжением!
– А в чем же секрет?
– Чистая механика. Тут один-единственный двигатель. От старого напольного вентилятора. Не тот, который быстро крутит лопасти, а второй, который заставляет его медленно поворачиваться из стороны в сторону. И потом к нему уже все остальное либо шестернями, либо тросиками и блоками приделано. Ремни, зубчатые колеса. Противовесы. Приглядись, — приглашает Гермина и показывает пальцем в самую середину нижнего яруса. — Начинается все от центрального поворотного кольца.
Зная начало цепочки, проследить ее действие оказывается проще. Паровозик, едущий по кругу, на каждом обороте давит на рычаг. Рычаг приподнимает створку. Створка дает упасть грузику, тот тянет трос, намотанный на шестерню. Шестеренка передает движение сразу на три направления через подвес из трех блоков. И так далее.
На десятой ступени я сбиваюсь, так и не поняв, что же заставляет включаться и выключаться диодный фонарик.
– За механическую и электрическую часть у нас Вика отвечает, моя напарница. Про то, как это работает, надо ее спрашивать, — подытоживает Гермина.
Мастер-механик Вика увлеченно паяет что-то за дальним верстаком, надев на голову огромные наушники и пританцовывая. Расстояние приличное, в мастерской шумно, но музыка в наушниках ревет так, что даже издали понятно: ее вдохновляет классический «Реквием по мечте», правда, в какой-то странной аранжировке — с сольными запилами на электрогитаре и мощным ударным битом. Викторию пока лучше не отвлекать.
Фото: Павел Лавров / «Русская планета»
Фото: Павел Лавров / «Русская планета»
– Как придумываются персонажи? Я же вижу — они все индивидуальны.
– На самом деле тут часто материал ведет меня, — задумывается Гермина. — Я беру коробку с радиодеталями, складываю их так, и эдак. Пытаюсь увидеть в кусках металла что-то антропоморфное. Вдруг гнезда под штекеры — это глаза в защитных очках? Или, может, знак качества на железячке — это на самом деле стилизованное изображение лица, если его перевернуть вверх ногами? А если отрезать вот эту проволоку, получается шляпа. А потом каждому человечку вместе придумываем роли. Вот этот выглядит работящим, пусть тащит стремянку. Эти два получились похожими, да еще и самые здоровенные, им надо работу потяжелее — будут бурлаками, теперь тянут волоком самую большую стекляшку. У одного голова светлая — будет инженер, дадим ему в руку фонарик. И так далее. Однажды откусила какую-то синюю штучку кусачками от платы, присмотрелась, а это кошачья голова! Так в городе поселились котики.
Проволочные котята мешают сказочным работягам трудиться. То залезут в вагон поезда, то вскарабкаются на перекрытия, а один вообще застрял в одном из механизмов, и теперь его нужно срочно спасать.
– Это можно считать дополнительным квестом игрушки, — смеется Гермина. — Всего тут 12 котов. Найди всех. Спорим, не получится?
Через пять минут и семь полных оборотов вокруг скульптуры сдаюсь. Пять котов найдены. Остальных показывает Гермина. Один свернулся калачиком в закрытом закутке, спаянном из старого резного дверного замка, в который человечки не могут воткнуть гигантский по их меркам ключ.
– Это нечестно! Он спрятан! – возмущаюсь я.
– Если есть замочная скважина и ключ, значит, там что-то спрятано. Это же явный намек.
В мастерской среди инструментов и кучи разобранной на составляющие техники нашлось место для одного целого чайника, используемого по прямому назначению. К нему прилагаются пакет растворимого кофе и банка с сахаром. Сидим напротив работающего автоматона, пристально вглядываемся в сложные взаимодействия мелких элементов.
– Это у нас специальные кресла — для медитации и созерцания, — прихлебывая чуть подкрашенный кипяток, объясняет Гермина. — Бывает, что мысль останавливается. Кажется, все, лучше уже нельзя. Вот, посидим, почаевничаем, обсудим. Смотрим — можно так весь проект повернуть, а можно эдак.
– Я почему-то был уверен, что у вас изначально есть четкий чертеж, схема.
– Какое там! Где тут чертежи соблюдать, если мы не знаем, что к чему завтра будем приделывать! — смеется Виктория, напарница Гермины. Она отложила паяльник, сняла наушники, но оставила музыку включенной. Теперь мы слушаем Вагнера, причем, похоже, снова в рок-обработке. — Вот откуда мы знали, что нам подарят такую красоту?
Виктория показывает вычурную конструкцию из стекла, катушки медной проволоки и каких-то прозрачных трубок.
– Это же явно что-то очень важное для наших персонажей? И этому нужно придумать некую функцию. И достойное обрамление. Тут есть стекло, значит, будет очень красиво, если мы сможем эту деталь подсвечивать.
Виктория показывает, как неопознанная запчасть серебристого металла нашла свое место в механическом городе. Мастерицы решили поместить ее в стеклянный тоннель. Снизу во тьме идет дорожка из диодных фонарей — что-то вроде посадочной полосы. Ее и паяла Вика все утро, вдохновляясь классической музыкой. Теперь тоннель с «красивой штуковиной» внутри занимает место на третьем ярусе. В сборе композиция начинает напоминать знаменитые башни Теслы.
– А давай это будет зарядное устройство! Место, где они черпают жизненную силу! — предлагает Вика.
– Точно! Они в тоннель будут заползать или вообще в разобранном виде доставляться, а с другой стороны выходить уже бодрыми работягами! — подхватывает мысль Гермина.
– Вика, а правда, что все это работает без предварительного чертежа и проекта? — возвращаюсь к теме, когда страсти и споры чуть утихли.
– Тут невозможно иначе, кроме как методом проб и ошибок. Все-таки это не механизм. Это в первую очередь произведение искусства. Да, оно подвижное. Да, оно умеет мигать, светить, что-то делать. Но в первую очередь, это скульптура. А значит, подчиняется законам вдохновения в большей степени, чем законам физики. Мы тут и слесари, и лудильщики, и электрики, и механики. Кто угодно. Но в первую-то очередь — художники.
Как собирают автоматон. Видео: Павел Лавров / «Русская планета»
Виктория ходит вокруг механического замка кругами, постоянно что-то поправляя, подгибая, одергивая, улучшая. Вглядывается в движения персонажей, в пляску стальной паутины тросиков.
– Ох, когда это все будет готово, ему нужно будет несколько суток без передышки поработать. Чтобы обкатку пройти. Чтобы все отрегулировать окончательно. А главную идею мы все-таки соблюдаем. Скульптура из мусора. Искусство дает вторую жизнь. Красота, которую чуть было не выбросили.
Скульптура уже имеет постоянную прописку: она станет экспонатом одного из крупнейших российских музеев.
– Жалко, что в Новокузнецке ее мало кто увидит. Тем более в готовом виде, — вздыхает художник. — Вроде понятно, что так будет лучше, что в музее на наших электрончиков посмотрят больше людей. Дети увидят. Не так, как если бы кто-то забрал в частную коллекцию.
– Электрончиков?
– Ну, мы так наших персонажей зовем. Электронные человечки. Электрончики.
– У этой скульптуры есть какая-то своя сказка, история? Сверхидея?
– У этой скульптуры есть самое главное — простор для того, чтобы любой зритель мог сам сочинить свою сказку. Чтобы захотел сочинить. Мы же намеренно не персонифицируем персонажей. Намеренно не прорисовываем выражение лиц. Банка-склянка, две проволоки, два глазика. Может, это вообще не человечки? Может, так работают все приборы — из-за того, что внутри каждого из них сидят такие маленькие гномики? А может, это новая волшебная страна? Или кто-то просыпал волшебный порошок на складе радиодеталей, и они ожили? — смеется Гермина.
– Нет, нет. Сразу же понятно, что это заколдованный город. И город ждет героя, чтобы его расколдовали, — уверенно кивает Виктория.
Поделиться
ТЕГИ
поддержать проект
Для поднятия хорошего настроения, вы можете угостить наших редакторов чашечкой кофе
Маленькая чашка кофе
cup
200 ₽
Средняя чашка кофе
cup
300 ₽
Большая чашка кофе
cup
500 ₽
Большая чашка кофе и что-то вкусное
cup
900 ₽
Нажимая на кнопку «Поддержать», я принимаю пользовательское соглашение, политику конфиденциальности и подтверждаю свое гражданство РФ
Кто может поддержать проект?
Поддержать проект могут только граждане России. Поддержка осуществляется только в рублях. В соответствии с требованием закона.
Лень сёрфить новости? Подпишись и БУДЬ В КУРСЕ